Происхождение термина
Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».
Распространение техники
Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В сёлах были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха. А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!
Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы:
- Цветные лоскутки трикотажных тканей.
- Остатки пряжи и крашеную шерсть.
- Разноцветные ленты, кружева.
Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы способны создавать сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веяние декоративного оформления городских картин.
Техника ляпочиха: декорирование из лоскутков
Золотые ручки из любого куска тряпки способны создать произведение искусства. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. В качестве основы используется любая крепкая ткань. Так как вся её поверхность в процессе обработки будет закрыта, то за основу часто используют старую верхнюю одежду, джинсы и даже тканевые мешки!
Простой вариант
Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. Мастерицы, ценящие эстетические качества будущей вещи, стремятся шить её из лоскутков одинакового размера и формы. Для этого заготавливаются прямоугольные кусочки, которые пришиваются по принципу «бабочки» — незаметный шов в середине, а края в свободном парении. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.
Узоры в стиле «ляпочиха»
Создать узор или картину в стиле «ляпочихи» довольно кропотливая задача. Изначально на ткань наносится размётка – по цветовым линиям. Затем закрепляются лоскутки по принципу «от центра к краям». Базовые цвета закрепляются в середине, затем остальные ряды фиксируются вокруг них. Такой вид у рукодельниц называется «по разметке». Стоит начать с размещения цветных лоскутков по геометрическим фигурам – квадратам, кругам, прямоугольникам. Внешний вид изделия во многом зависит от способности мастерицы грамотно сочетать разные цвета.
Сложный вариант
Самым изысканным и сложным является сочетание плетения/ткачества с «ляпочихой». Рукодельнице необходимо заранее заготовить лоскутки нужного цвета и размера. Во время плетения их фиксируют в определённых местах, вплетая в нити основы. Такой вариант позволяет создавать на домотканом изделии объёмные узоры. Фактура ткани становится неоднородной и очень нарядной.
Мастер ляпочихи — Алевтина Шевалдина
Один из самых известных российских мастеров — Алевтина Шевалдина, работающих профессионально в этой технике, живет в Костроме.
Алевтина Васильевна — первая, кто стал делать в этой технике не подушки-половики, а целые картины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий