Фантазии полёт и рук творенье с восторгом я держу в своих руках... Не знает, к счастью, красота старенья, любовь к прекрасному живёт в веках.

четверг, 24 января 2019 г.

Чульо «Кондоры»..........

«Кечу­ан­ское чульо от Федо­сьи Ốле­го­вой»


Фото 27
Мне бы очень хоте­лось назвать вто­рое чульо «Вику­ньи». Ведь узор на пря­мой части шапки, кото­рый я взяла из ста­рого жур­нала, состав­лен из вер­блю­до­вых, очень напо­ми­на­ю­щих моих люби­миц. Но, судя по хво­стику, здесь изоб­ра­жены ламы. Вику­ньи, в отли­чии от лам, носят хво­стик плотно при­жа­тым к телу. В резуль­тате я дала чульоимя «Кон­доры». Из сти­ли­зо­ван­ных фигур этой свя­щен­ной для анд­цев птицы, кото­рые я поза­им­ство­вала у чульо пако (фото 1 – 3), состав­лен узор начала трубы шапки.
Напомню, что чульо «Кон­доры» я начала вязать пер­вым, а затем отло­жила, чтобы впо­след­ствии пере­де­лать, отра­бо­тав спо­соб вяза­ния чульо на вто­рой шапке, кото­рую я назвала «Ламы». Чульо «Ламы» сильно рас­тя­ну­лось при гла­же­нии. Поэтому у чульо «Кон­доры» я поста­ра­лась умень­шить высоту донышка и науш­ни­ков. С этой же целью узор «Окошки» я сокра­тила на 1 ряд. Он имеет в высоту 6 рядов, а не 7. К тому же «Окошки» не все­гда начи­на­ются и закан­чи­ва­ются жел­тым рядом. Но в прин­ципе чульо «Ламы» и «Кон­доры» прак­ти­че­ски иден­тичны. Поэтому чульо«Кон­доры» сле­дует вязать, руко­вод­ству­ясь опи­са­нием работы для чульо «Ламы».
Схема 12
Ширина пря­мой части головки чульо «Кон­доры» (схема 12) так же, как и у чульо«Ламы», равна 160 п. Но ее основ­ной узор «Малень­кие ламы» тре­бует 165 п. 5 п. добав­ляем в пер­вом бор­до­вом ряду узора, делая по одному скре­щен­ному накиду после каж­дой 32-й п. ряда. После того как узор будет выпол­нен, эти 5 п. сокра­щаем в послед­нем бор­до­вом ряду, про­вя­зы­вая вме­сте каж­дую 32– и 33-ю п. Если 32– или 33-й п. ока­зы­ва­ется жел­тая петля, убавку сдви­гаем впе­ред или назад. Иначе постра­дает рису­нок узора. Вслед за узо­ром «Малень­кие ламы» начи­наем сокра­ще­ние петель для донышка шапки.
Фото 28
Нам необ­хо­димо уба­вить 100 п. в четыре при­ема. Поровну – по 25 п. – рас­пре­де­лить убавки не полу­ча­ется, поскольку узоры, состав­ля­ю­щие донышко, имеют рап­порт по гори­зон­тали 4 п. («Окошки») и 6 п. («Меандр») и соот­вет­ственно число петель в ряду для их выпол­не­ния должно быть кратно 4 в пер­вом слу­чае и 6 во вто­ром. Поэтому я не при­ду­мала ничего лучше как рас­пре­де­лить убав­ля­е­мые петли сле­ду­ю­щим обра­зом: пер­вое сокра­ще­ние – 40 п., после­ду­ю­щие – по 20 п. каждое.
Пер­вый раз убавки делаем в пер­вом зеле­ном ряду узора «Окошки», про­вя­зы­вая вме­сте каж­дую 3– и 4-ю п. Сокра­ще­ние петель, конечно, очень рез­кое. Но после гла­же­ния лег­кая сбор­ча­тость ста­но­вится прак­ти­че­ски неза­мет­ной, а рас­тя­нув­шись на голове, и вовсе исче­зает (фото 28). Далее убав­ляем три раза по 20 п.: 1) в пер­вом голу­бом ряду узора «Меандр», 2) в пер­вом жел­том ряду сле­ду­ю­щего за узо­ром «Меандр» узора «Окошки» и 3) в послед­нем зеле­ном ряду этого же узора «Окошки». На спи­цах оста­ется 60 п. для трубы (фото 29), кото­рая начи­на­ется с узора «Кон­доры» (рап­порт 20 п.).
Фото 29
Убав­ле­ния для мыска начи­наем в пер­вом бор­до­вом ряду после черты (см. схему 13), про­вя­зы­вая 2 п. вме­сте через одну. Далее вывя­зы­ваем узор «Малень­кие окошки». Вто­рая убавка при­хо­дится на пер­вый бор­до­вый ряд после этого узора. Здесь петли сокра­щаем вдвое. Сле­ду­ю­щий ряд вяжем без уба­вок. Затем снова петли сокра­щаем вдвое. На спи­цах оста­ется 10 п. Послед­ний ряд вяжем жел­той нитью без убавок.
На схеме 13 пока­зана после­до­ва­тель­ность всех узо­ров шапки. Ее состав­ля­ю­щие (пря­мая часть, донышко, труба и мысок) отде­лены друг от друга жир­ной чер­ной чертой.
Схема 13
Науш­ник (схема 14) укра­шен тем же узо­ром, что и у чульо «Ламы». Но при той же началь­ной ширине (11,5 см) он имеет высоту на 1 см меньше (8 см). Для того чтобы начать сокра­ще­ние петель раньше, при­шлось немного уко­ро­тить ноги у птиц. Пер­вое сокра­ще­ние попа­дает на 10-й – изна­ноч­ный ряд. Сле­до­ва­тельно, и дру­гие сокра­ще­ния, кото­рые нужно делать через ряд, при­дутся на изна­ноч­ные ряды. Послед­ний ряд науш­ника – также изна­ноч­ный. Поэтому для того чтобы надеть край­ние петли на сред­нюю, в этом вари­анте науш­ника работу пово­ра­чи­ваем на лицо.
Схема 14
Кисти. Оба чульо я укра­сила жел­тыми кистями. На чульо «Кон­доры» я при­кре­пила их к науш­ни­кам и к вер­шине трубы. У чульо «Ламы» науш­ники полу­чи­лись пре­дельно длин­ными. Удли­нять их еще более кистями мне не хоте­лось. Я попро­бо­вала спле­сти шнуры, но резуль­тат меня не удо­вле­тво­рил. В итоге науш­ники я ничем не допол­нила, а кисть при­вя­зала лишь к мыску трубы.
Для того чтобы сде­лать кисть, я нама­ты­вала пряжу на сло­жен­ную кар­тон­ную коро­бочку из-под лекар­ства шири­ной 6,5 см пока не полу­чался довольно тол­стый валик. При этом я ста­ра­лась насла­и­вать нитки друг на друга по одной линии, чтобы легче было пере­вя­зать их в вер­шине кисти – по сере­дине отрез­ков, поскольку, понятно, «щетинки» кисти должны быть оди­на­ко­вой длины. Пере­вя­зы­вать нитки нужно перед тем, как раз­ре­зать их снизу, и мак­си­мально туго, чтобы они не разъ­е­ха­лись. Раз­ре­зав валик, я обмо­тала его вер­хушку нит­кой, отсту­пив от верх­ней точки столько, чтобы полу­чился шарик, свя­зала концы нити и замас­ки­ро­вала их под «щетинки», обре­зав до нуж­ной длины. В завер­ше­ние я под­ров­няла кисть ножницами.

Навер­ное, чульо «Кон­доры» более пра­виль­ное, но по моим внут­рен­ним ощу­ще­ниям чульо «Ламы» более «чульи­стое». И в цве­то­вом отно­ше­нии оно при­ят­нее моим гла­зам. Кроме того, его узор­ная ком­по­зи­ция гораздо удач­нее. Она почти без­упречна. Тут только один недо­ста­ток – пер­вый узор «Окошки» спо­рит резин­кой. Они схожи и по цве­там, и по гео­мет­рии. Поэтому их эле­мен­там пола­га­ется быть выстро­ен­ными по вер­ти­кали строго один под дру­гим. Но у окошка – 3 п., а у пря­мо­уголь­ника резинки 2 п. В резуль­тате полу­ча­ется, что резинка съез­жает отно­си­тельно «Око­шек». Впро­чем, это почти неза­метно. Однако при жела­нии можно попро­бо­вать вязать резинку одно­цвет­ной – бор­до­вой или двух­цвет­ной, но 3×1. Есть и тре­тий вари­ант – раз­де­лить узоры несколь­кими рядами, свя­зан­ными бор­до­вой нитью. У чульо «Кон­доры» между резин­кой и «Окош­ками» свя­зан узор «Меандр». Поэтому кон­фликта между ними не возникает.
Несо­мненно, мои чульо нельзя назвать насто­я­щими в пол­ной мере. Но они свя­заны, как я смею наде­яться, с соблю­де­нием кечу­ан­ских тра­ди­ций. В то же время их вполне можно носить и у нас. Правда, для того чтобы выйти в таком чульо в город, а не в аль­пий­скую дере­вушку, нужно, конечно, иметь кураж. Дабы меньше выде­ляться из толпы, нужно сде­лать чульо менее этни­че­ским. С этой целью доста­точно, на мой взгляд, лишь при­глу­шить краски, выбрать более сдер­жан­ное цве­то­вое реше­ние для дан­ной ком­по­зи­ции узо­ров. Но при жела­нии стоит пойти и по пути сокра­ще­ния коли­че­ства узо­ров, заме­нив их на трубе и науш­ни­ках одно­тон­ным полем, как это сде­лали дизай­неры чульо музы­канта (фото 18) и тех шапок, кото­рые про­дают на рынке для тури­стов в Перу. На фото 30 они нахо­дятся внизу справа. Эти чульо явно свя­заны на машине и, конечно, я бы нико­гда их не купила. Правда, ком­по­зи­ци­он­ное и цве­то­вое реше­ния голу­бой шапки (обве­дена рам­кой) мне нра­вятся. Но нужно ска­зать, что подо­брать в мага­зине пряжу оди­на­ко­вой тол­щины и фак­туры (а в иде­але одного тор­го­вого наиме­но­ва­ния) белого и трех оттен­ков синего цвета, как это замыс­лил дизай­нер голу­бой шапки, – нере­ально. Проще даже соста­вить мно­го­цвет­ную ком­по­зи­цию из кон­траст­ных цве­тов. Если вы вяжете давно, то, навер­няка, у вас ско­пи­лось много остат­ков пряжи. На них и сле­дует напра­вить ваше вни­ма­ние. Так посту­пила я, подо­брав для своих чульо нитки из сун­дука. Тем более что для чульопряжи нужно мало и, если купить четыре мотка по 100 г, то много оста­нется. Хотя из неис­поль­зо­ван­ных ниток хорошо будет свя­зать боль­шой шарф. Как же я про него забыла!? А все потому, что андцы не носят шарфов.
Фото 30[1]

Комментариев нет:

Отправить комментарий